Пятница, 22.11.2024, 11:29

Приветствую Вас Гость

Артсоцион - наш круг

Категории раздела
Соционик Гуленко В. В. [3]
Другие соционики [7]
К. Юнг [2]
Шульман Г. А. [1]
Шульман Г. А. известный соционик. Автор книги "Соционика изнутри".
Букалов А. В. [0]
Карпенко О. Б. [0]
Аушра Аугустинавичюте [0]
Ермак В. Д. [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » Соционика » Соционик Гуленко В. В.

    КВАДРАЛЬНАЯ ЭСТАФЕТА ч. 2

    3.4. Четвёртая квадра (RI, PS, SP, IR) – Перфекторы

    Название социотипов четвёрой квадры по набору описывающих их дифференцирующих признаков – периферийно-нисходящие аристократы. С приходом времени четвёртой квадры вступает в силу идеология перфекционизма – доведения до совершенства, качественной доводки. Перфекторы, следовательно, значат Совершенствователи. В эпоху четвёртой квадры ничего принципиально нового не создаётся, зато доводится до совершенства и завершённости всё то, что выжило в предыдущий период третьеквадральной чистки.

    Эпоха совершенства лишена глобализма и грандиозности. Перфекторы предпочитают центру периферию. Во-первых, совершенства не бывает в гуще событий, когда идёт война или реформа. Поэтому стабильная жизнь в совершенных общественных формах отдалена по времени от революций и крутых поворотов. Во-вторых, жизнь на периферии всегда спокойнее, чем в престижном центре, куда стремятся карьеристы и честолюбцы. Совершенства нет там, где есть шоу и борьба за первенство.

    Перфекционисты не стремятся активизировать общественную жизнь. До них она и так была слишком бурной и беспокойной. С приходом четвёртой квадры люди получают возможность отдохнуть и сэкономить силы для простой повседневной жизни. Ощество переживает фазу медленного старения, политикой и идеологией никто не интересуется, захватнические войны вести не собирается. Кто хорошо трудится, тот хорошо и живёт. Никто вас не толкает в бой за идеалы, никто не сдирает с вас большие налоги.

    Аристократизм Перфекторов заключён в основном в том, что они не желают иметь дела с буйными и навязчивыми людьми. Всех, кто не умеет устроить жизнь на разумных принципах, они просто отвергают, считают ниже себя по уровню развития. Они создают свои небольшие ухоженные территории комфортной жизни, а также объединения по интересам узкой специализации. Поэтому четвероквадральная жизнь лишена остроты и страстей. Государственная централизация минимальна, управление рассредоточено по самоуправляемым территориям среднего масштаба.

    Общество четвёртой квадры медленно угасает до некоторого предела, за которым наступает обскурация – затемнение, потеря всяческого интереса к жизни вплоть до полного отупения и неспособности удовлетворить элементарные инстинкты организма. На этом заканчивается период перфекционизма. Самораспад приводит к утрате специальных подразделений расширенного воспроизводства и общество переформируется в анклавную форму, то есть симбиотическое существование с окружающей природой. А это уже переход в первую квадру – зародыш новой жизни.

    Самый показательный признак четвёртой квадры во внешних проявлениях – это холодность взгляда и невыразительность мимики. Самые малые дозы экстремальности во внешнем мире больно ранят их, так как разрушают их важнейший коммуникативный приоритет – спокойствие и стабильные условия проживания. Поэтому Перфекторы довольно нервные социотипы. Если это не видно сразу, то всё равно раскрывается при сближении с ними.

    На их долю приходится особая судьба – быть завершителем всего макроэволюционного цикла. И печать умудрённости и усталости от жизни воплощается во всём их облике и характерных манерах. Перфекторы выглядят как здоровые консерваторы, которым от жизни уже мало что нужно. Их вкусы и привычки далеки от излишеств и напыщенности. Они предпочтут неброский товар, но качественный. Они слишком ценят эмоциональную энергию, чтобы безрассудно раздавать её направо и налево в виде порывов страстей или хотя бы оживлённой жестикуляции.

    4. Виток квадральной эстафеты

    Анализируя процессы перехода из одной социально-исторической эпохи в другую, я обратил внимание, что элементы нового образа жизни не выплёскиваются наружу сразу, одной всеохватной волной. Обычно период, идущий на смену отжившему, развёртывается вначале пассивно и скрыто. Из этого факта я сделал вывод, что каждый период квадральной эстафеты начинается с интровертного участка.

    И только после того, как интровертная работа по проникновению в "поры" общественного организма проделывается до конца, происходит яркая вспышка экстравертной активности, концентрировано доносящая до всех членов социума сменившиеся приоритеты. И если на начально-интровертном этапе квадры многие ещё сомневаются, что новые порядки вытеснят старые, то с наступлением экстравертного подпериода последние сомнения в победе заявившего о себе уклада полностью пропадают.

    Другой факт, который я принял к сведению в анализе динамики исторического процесса, – это недоумение многих людей из-за того, что достигший казалось бы полного успеха социальный уклад вдруг очень быстро даёт трещину и сворачивается буквально на глазах поколения его приверженцев. Это значит, что люди путают расцвет (акматическую фазу) эпохи с её финалом, который протекает по- экстравертному экспансивно.

    4.1. Внутриквадральные роли

    Всё это подвело меня к построению теории внутриквадральной сменяемости типов – квадральной развёртки. Я убедился, что представлять квадру как постепенное нарастание активности до кульминационной точки с последующим её снижением до уровня ниже начального не соответствует действительности. Квадральный период является не одной яркой вспышкой с тусклыми началом и концом, а цепью из двух вспышек, разделённых интровертным подпериодом стабилизации.

    Кроме того после второго всплеска активности квадры следует резкий обрыв и квадральная эпоха уходит в небытие. Второй экстравертный участок в квадре оказывается финальным – это её последний выброс энергии, но многие исследователи считают его кульминационным, чем нарушают логику событий: разве у вершины есть только подъём и нет спуска?

    По настоящему кульминационен только второй участок: он отделён с обеих сторон интровертно-спокойными участками, что свидетельствует о его ключевом положении. Но общественное сознание почему-то не поспевает за историческим процессом. Именно тогда, когда нужно работать на полную мощность, завоёвывая максимальное количество опорных пунктов в социуме, многие деятели просто спят, ожидая лучших времён. В этом причина их последующих неудач.

    Таким образом, весь квадральный период целесообразно разделить на четыре подпериода, или этапа, каждый из которых имеет характер одного из входящих в квадру социотипа. Причём чередование типов построено по принципу экстраверт сменяет интроверта. Если отвлечься от проекции квадральной эстафеты на динамику исторических эпох, то следует говорить о четырёх ролях в квадре, которые должны быть закреплены за четырьмя её социотипами. Что это за роли?

    Первая роль выполняется социотипом, прерывающим развёртывание программы предыдущей квадры и отбирающим из неё ту часть информации, которая послужит стартовым капиталом для родной квадры. Условимся называть эту роль Пропускник. Начало нового периода протекает всегда подспудно, поэтому Пропускником может быть только интроверт. Кроме того на Пропускнике как типе, стоящем на входе квадры, лежит обязанность проверки действий на соответствие общеквадральной программе.

    После того, как пропуск в квадру осуществлён, идёт интенсивная экспансия квадральных приоритетов по всем направлениям жизни общества. Роль активного распространителя квадральных ценностей берёт на себя один из экстравертов квадры. К концу второго этапа наступает кульминация всего периода, поэтому выполняющий эту роль социотип называется Кульминатор. В Кульминаторе в подчёркнутой форме концентрируются все достоинства и недостатки его квадры.

    Затем включается механизм обратной связи, который корректирует степень и направления общеквадральной активности. За кульминацией следует интровертный этап стабилизации, во время которого экспансия уменьшается, происходит внутреннее перераспределение ресурсов. Социотип, отвечающий за эти действия в квадре, называется Стабилизатор. Стабилизационный подпериод даёт квадре "второе дыхание", готовит её к завершающему рывку.

    Завершается квадра красивой и неожиданной экстравертной вспышкой, в ходе которого окончательно разрешаются противоречия, накопленные на протяжении всего квадрального периода. Социотип, выполняющий финишный рывок, носит название Финалист. Последний бросок квадры плодит много иллюзий относительно незыблемости доказавших свою эффективность порядков. Вместе с крахом надежд запускаются и трансформационные процессы, в результате которых квадра "перебрасывает мостик" на другой берег – своей сменщице. Поэтому Финалист – это одновременно и тип межквадрального перехода.

    Если расположить внутриквадральные этапы в хронологическом порядке, то выстроится следующая цепь сменяющих друг друга ролей:

    Пропускник Кульминатор Стабилизатор Финалист .

    4.2. Хронологические развёртки квадр

    4.2.1. Развёртка квадры Подготовителей: SE IL LI ES.

    Пропускником Подготовителей является Посредник. Он следит за тем, чтобы в квадре царила атмосфера дружелюбия, душевности, эмоционального и физического комфорта. В обстановке крайностей (ажиотаж или его противоположность хандра) её программа поиска общественных альтернатив не реализуется. Кульминация первой квадры наступает с изобретением новой системы миропонимания. Удовлетворяющую критерию долговременной познавательной силы теорию предлагает Изобретатель.

    Её логическую разработку берёт на себя Аналитик, который стабилизирует квадру и чётко направляет на выявленную и закреплённую цель. Распространяет логически выверенную систему Энтузиаст. Именно он выступает как финалист квадры, потому что во многом привержен организации и исполнительской дисциплине, идущей от второй квадры.

    4.2.2. Развёртка квадры Воплотителей: LF ET TE FL.

    На входе в квадру Воплотителей стоит Инспектор. Из рук Подготовителей он возьмёт лишь то, что действительно логически обосновано и практически ориентировано. За ним включается в работу неистовый Наставник, чья вероубеждённость и способность жертвовать собой ради триумфа идеи не знает себе равных. В наставнический подпериод новая идеология действительно захватывает массы.

    За временем бури и натиска следует социотип Лирик, задача которого – смягчить последствия бескомпромиссности и терроризма Наставника. Лирический этап квадры несёт с собой стабилизацию и романтическую поэтизацию жертв, павших в борьбе. Завершает квадру маршальский период, когда происходит окончательный захват власти, но и пробиваются ростки иррациональности и денежного прагматизма (сначала в виде временных уступок, а затем уже регулярно), дающие шанс подъёму третьей квадры.

    4.2.3. Развёртка квадры Вибраторов: TP FR RF PT.

    Вибрационная квадра открывается всесторонней критикой тоталитаризма и антиэкономических методов Воплотителей. Социотип Критик производит "интеллектуальную" очистку мозгов людей от идеологических догм предыдущего периода. Настоящие вибрации запускаются на полную силу и достигают своего апогея, когда наступает этап Политика: расцветает свобода нравов и коммерческие начала во взаимоотношениях между людьми, организуются представительские формы демократии и различные электоральные системы.

    Но со временем люди устают от политиканства и анархии и начинают полагаться только на себя, входя тем самым в этический конфликт с себе подобными. Идёт полоса сохранения и выживания в условиях беспорядков и отсутствия твёрдой власти. Это этап Хранителя. Победивший здоровый прагматизм подталкивает к предпринимательской активности. Рушится, наконец, бюрократический аппарат и отменяются шедшие на его содержание большие налоги. Вибрационная квадра завершается тем, что обычно именуется Возрождение. В общественном сознании в это время понемногу утверждаются принципы гуманизма. Приближается четвёртая квадра.

    4.2.4. Развёртка квадры Перфекторов: RI PS SP IR.

    Гуманист пропускает в квадру совершенствователей возрождённые традиции положительного наследия предыдущих квадр. Происходят изменения в психологии людей в сторону большего трудолюбия и человечности в отношениях. Приходит черёд административно-производственного этапа. Развёртывается строительство, особенно загородное, возрождается продуктивность сельского хозяйства на основе фермерства, общество выходит на уровень качества и благосостояния.

    Чувствуется накопившаяся усталость. Теперь каждый хочет работать в удобном для себя ритме и ни от кого не зависеть. Горячка административного этапа спадает, оттачивается индивидуальное мастерство. Социотип Мастер снижает продуктивность, но и поворачивает производство в сторону более полного удовлетворения запросов клиента. Перфекторы финишируют на этапе Советчика. На первое место выходит личные пристрастия и в то же время падает дисциплина. Усиливается интерес к нетрадиционным подходам. Идёт селекция людей необычных взглядов и поведения, что неизбежно готовит почву для идейных исканий первой квадры.

    Таким образом, начало сходится с концом и цепь макроэволюции замыкается. Общая схема квадрального витка принимает следующий вид:

    подготовители воплотители

    - (SE IL LI ES) (LF ET TE FL) – ¬

    ¦ ¦

    ¦ ¦

    L- (IR SP PS RI) (PT RF FR TP) –

    перфекторы вибраторы

    На графике, по оси абсцисс которого откладывается время, а по оси ординат энергопотенциал, квадральный виток прочерчивает так называемую М-образную кривую. Она состоит из левого полого поднимающегося участка (подпериод Подготовителей), следующего за ним участка экспоненциального роста до кульминационной точки (подпериод Воплотителей), резкого спада кривой к локальному минимуму и последнего всплеска (подпериод Вибраторов) и завершающего виток участка медленного спуска с точки перегиба до уровня энергетического "вакуума" (подпериод Перфекторов).

    5. Причины сменяемости квадр

    Макроэволюция социума в типоанализе моделируется при помощи спирали квадральных витков. Такова её форма, дающая неплохое приближение к реальным историческим процессам. Но в чём причина самой сменяемости? Существует ли определяющий фактор, который приводит в движение колесо человеческой истории?

    Скорее всего, если единственая причина макроэволюции и существует, то она поддастся формулировке лишь на очень и очень абстрактном языке, что лишает знание его инструментально-преобразующей силы. Гораздо практичнее рассматривать целый комплекс причин развития социально-психологических систем. Ниже я приведу разнообразные подходы к выявлению фактора "икс", благодаря которому история дисретна и мы различаем в её течении качественно отличные периоды.

    5.1. Природные причины – сохранение энергии

    В природе действуют глобальные законы сохранения энергии, согласно которым вечного двигателя не существует и любое развитие имеет два противоположных направления, основывающихся на обмене энергией между собой при неизменном её запасе в рамках более общей системы.

    При развитии в первом направлении происходит трата энергии, за счёт которой развивающаяся система крепнет и усложняется. Это восходящее развитие, оно происходит за счёт того, что в другом месте какая-то система упрощается и распадается, отдавая свою внутреннюю энергию набирающей силу организации. Достигнув своего предела роста, первая система в свою очередь начинает деградировать, перекачивая высвобождающуюся энергию в следующее место и т.д. Это нисходящее развитие.

    Второе обстоятельство глобального закона энергообмена заключается в том, что каждая система в данный момент времени взаимодействует не менее, чем с двумя другими системами. Иными словами, она имеет своего предшественника, за счёт которого питается и формируется, а также своего последователя, для которого выступает в качестве энергетического донора сама. Образуется троичная последовательность "тезис антитезис – синтез", или "подсистема – система – надсистема".

    И, наконец, ей противостоит равная по силе, но противоположная по знаку (ортогональная) система, с которой она аннигилирует – уничтожает друг друга, выделяя свободную энергию. Именно благодаря последнему виду взаимодействия в комуникативном пространстве всегда есть свободная энергия. За счёт этого энергетического излишка и зарождаются вихревым способом всё новые и новые спирали квадр. Отсюда следует вывод, что макроэволюция идёт по сходящейся спирали. Ведь без всё более тесного соприкосновения антиподов не происходила бы энергорассеивающая аннигиляция.

    Выявленные четыре энергетические фазы в физике колебательных процессов называются потенциальная энергия, переход потенциальной энергии в кинетическую, кинетическая энергия и возврат кинетической энергии в потенциальную. Эти закономерные фазы носят в природе универсальный характер. Вспомните о годовом ритме (весна, зима, лето, осень), суточном ритме (утро, день, вечер, ночь), периодизации жизни человека (детство, молодость, зрелость, старость). Именно эти фазы соответствуют квадральным периодам. Они есть по сути поэтапное затухание первоначального колебания, раскачавшегося за счёт аннигиляционного переноса энергии.

    5.2. Демографические причины – плотность популяции

    Более конкретным языком макроэволюцию сообщества живых особей можно объяснить через последствия изменения плотности популяции, населяющей обжитую территорию.

    Исходное положение представляет собой проживание на данной территории такого количества особей, которое в точности соответствует возможностям природной среды прокормить популяцию без особого ущерба для себя. При динамическом равновесии количество родившихся особей в среднем равно количеству умерших, поэтому подобная симбиотическая популяция не увеличивается, но и не уменьшается. Происходят лишь незначительные флуктуации численности, которые, однако однажды приводят к тому, что на одной половине общей территории превышение рождаемости над смертностью заканчивается вспышкой экспоненциального роста населения.

    Ресурсов природной среды у этой части популяции уже не хватает, поэтому резко заостряется борьба за существование. Более сильные особи вытесняют более слабых. Нарастает концентрация активных и агрессивных членов сообщества на верхних этажах коммуникативной иерархии, которые перераспределяют ограниченные природные ресурсы в свою пользу, отбирая их у вытесненных на нижний уровень существования сородичей. Параллельно с этим процессом доминирующая часть популяции насильственным путём захватывает территорию живущих по старым порядкам особей и распространяет на них своё неравноправие.

    Однако вертикальное расслоение популяции не решает кардинально проблему ограниченности средств к существованию. К концу второй фазы население достигает предельной черты концентрации, после чего возникают конфронтационные войны двух типов: угнетённых против господ, а также пришельцев против коренных жителей. Всё сообщество раскалывается на противоборствующие группировки, ожесточенно уничтожающих друг друга.

    К концу третьей фазы избыток населения с лихвой ликвидируется, причём гибнут наиболее общественно-активные деятели. Популяция постепенно успокаивается. Прирост населения прекращается, потому что в эпоху междуусобных столкновений происходит значительное падение уровня жизни и мало кто среди обнищавшего населения рискует заводить большое количество детей. Люди думают о ежедневном выживании, а не о наследниках покрытого мраком неизвестности будущего. Рождение детей откладывается на потом – до умиротворения и приобретения комфортных условий проживания.

    Однако, когда вражда и смуты затихают, численность популяции уже никогда не восстанавливается, потому что рождаемость медленно, но неуклонно продолжает снижаться. Родители уже не нуждаются в большом количестве детей, ведь в стабильной фазе они могут рассчитывать на гарантированно обеспеченную старость. А воспитывать детей в силу возросших требований к материальной обеспеченности становится всё труднее и труднее. Популяция поэтому возвращается к самоподдерживающемуся равновесию числа рождений и смертей, то есть в первую фазу.

    5.3. Экономические причины – производительность труда

    Классики марксизма во главу угла смены общественно-экономических формаций поставили фактор производительности труда. Согласно их теории, когда существующая формация перестаёт удовлетворять требованию роста эффективности производства, она превращается в тормоз экономики и сходит с исторической арены, уступая место более прогрессивному укладу.

    Теория Маркса о развитии общества через пять общественно- экономических формаций хорошо согласуется с соционической концепцией сменяемости квадр. Однако квадральный анализ эволюции не делает исключительный упор на экономические причины. Базисные и надстроечные явления в социуме равноправны и нельзя утверждать, что первое определяет второе. Общественное сознание эквивалентно по своей воздействующей силе бытию.

    Первая квадра соответствует по своим основным коммуникативным характеристикам родо- племенной формации. У Подготовителей нормой является именно семейная атмосфера общения: расслабленная и неформальная, как между братьями и сёстрами. Авторитет в этой квадре завоёвывается не силой или богатством, а личным опытом и знаниями. Производительность труда у Подготовителей невысока, там нет типов с организаторским F или производящим P.

    Живя ненасильственным образом и в гармонии с окружающей средой, первоквадралы не нуждаются в органах государственной власти. Нет у них и классового деления общества, так как их непритязательные запросы вполне удовлетворяет уравнительное распределение материальных благ. Своими силами квадра Подготовителей может так или иначе обустроится на любом нетронутом цивилизацией участке природы.

    Коммуникативные особенности второй квадры очень напоминают феодальную формацию. Это силовая и героическая квадра, которая ведёт войну и существует только в аристократических формах. Воплотители создают классовые общества с жёсткими сословными перегородками. Обычная форма правления у них – это неограниченная монархия. Религия или вообще идеология имеет в этой квадре приоритет над наукой. Инакомыслие искореняется как подрывающее устои общественного порядка.

    Производство во второй квадре построено на внеэкономических методах принуждения производителей материальных благ. Деловая логика P не входит в набор воплотительских регуляторов, зато весьма почитается сила и власть – аспект F. Товарного производства практически нет, торговля существует в виде натурального обмена продуктами. Большая доля совокупного общественного продукта идёт на содержание армии и разветвлённого государственного аппарата.

    Капиталистическая формация – это эпоха третьей квадры, вибрационной. Вместо силового принуждения к труду в этой квадры включается экономическое стимулирование. Производство регулируется рыночными механизмами, централизованного управления нет. Господствуют товарно-денежные отношения, всё покупается и продаётся. Производство носит не индивидуальный, как во второй квадре, а массовый характер. Второквадральные сословия перемешиваются между собой.

    Во время третьеквадрального капитализма наблюдается взлёт политики в выборно-демократических формах. Форма государственного правления постепенно приобретает двупартийный характер. У власти попеременно пребывают то лево-центристские (социал-демократические, увеличивающие налоги и за этот счёт укрепляющие сферу социального обеспечения), то право-центристские (либеральные, снижающие налоги и подталкивающие за счёт возросших прибылей производство) партии, а радикалы и экстремисты (активные сторонники второй квадры) политического веса не имеют.

    Коммунистическая формация, которая пока не осуществилась, а многие вообще не верят в её реальность, тем не менее хорошо согласуется с комуникативными приоритетами четвёртой квадры. Для Перфекторов показательна самая высокая производительность труда (PS – самый продуктивный тип в соционе), в этой квадре люди живут при изобилии материальных благ. Производственые накопления не тратятся на войну, разбухший чиновничий аппарат, грандиозные стройки века. Стирается различие между городом и деревней. Города-монстры, эти губящие природу произведения третьей квадры, утрачивают привлекательность.

    В умах людей утверждаются принципы гуманизма и веротерпимости. Эмоции и страсти уходят на задний план, люди ориентируются на спокойно-уважительные отношения. Нет преступности, никто не покушается на собственность другого. Политическая борьба мало кого интересует, все проблемы решаются на местах местными органами самоуправления. Порядочность и трудолюбие строится не на какой-то мифической сознательности (Перфекторы – такие же люди со своими слабостями, как и типы других квадр), а на элементарном нежелании конфликтовать, нарушать традиции. Перфекторы живут максимальным использованием каждой единицы энергии и тратить её на разрушительные деяния не станут.

    Кроме четырёх проанализированных мною основных общественно-экономических формаций есть ещё и промежуточные, соответствующие переходам между квадральными периодами. Рабовладельческий строй – это переход от первой квадры ко второй: в нем сочетаются демократические формы правления с силовой эксплуатацией, смелые достижения науки с господством религиозного мировоззрения.

    Между феодализмом и капитализмом возник не выделяемый в качестве самостоятельного традиционной наукой промежуточный общественный уклад, который логично назвать постфеодальной общиной. Речь идёт о казачьих поселениях, в которых военно-силовые формы организации жизни причудливо переплетались со свободным товарным производством третьей квадры. Подобная форма общественной жизни не является обязательным законченным этапом при смене экономических формаций, как и рабовладение.

    Переход от третьей квадры к четвёртой порождает тот промежуточный уклад, который можно было бы назвать социализмом, имея в виду не столько его советскую, сколько шведскую модель. При социализме роль государственных органов власти остаётся достаточно значительной, ведь кто-то же должен осуществлять перераспределение материальных благ в пользу более слабых, но производительность труда не должна страдать от того, что появляется значительный слой не стремящихся к труду и ждущих подачек от государства людей.

    Возможно, что в более глобальном плане переходный период к квадре Совершенствователей представляет собой так называемое постиндустриальное общество, в котором практически снимается противоречие между трудом и капиталом: владельцы крупных состояний добровольно отчисляют часть своих доходов на нужды науки, культуры и социальные выплаты. Развитые компьютерные коммуникации позволяют участвовать в материальном и информационном производстве, не покидая своих мест проживания. Всё это – элементы периферийности, свойственные Перфекторам.

    5.4. Исторические причины – пассионарные толчки

    Убедительную картину исторического развития этносов набросал Л.Н.Гумилёв, автор теории этногенеза [2]. Правда, он объясняет процисхождение первоначального этнического толчка космо-биологическими факторами – особыми микромутациями в организме людей, происходящими под действием космического излучения. Трудно согласится с тем, что социальный уровень коммуникативного пространства сводится к явлениям физического порядка. Но как бы там ни было, введённое Гумилёвым понятие пассионарности как движущей силы истории народов прекрасно передаёт взаимосвязь микро- и макросоциума, человека и общества, являющуюся предметом изучения соционики.

    Л.Н.Гумилёв различает три вида особей по степени их пассионарности, то есть способности отдать свою психическую энергию не на эгоистические, а на общеэтнические цели. Во-первых, это пассионарные особи, которые жертвуют собой во имя своего дела, во-вторых, это субпассионарии, которые не способны подавить в себе низменные инстинкты, и гармоничные люди, у которых энергия распределяется приблизительно поровну между личным и общественным.

    С точки зрения соционики, пассионарность больше всего похожа на коммуникативный аспект Т – зависимость от судьбы, миссионерство, жертвенность, отрешенность от земного. Субпассионарность – это тот же аспект, но взятый с противоположным знаком. Следовательно, имеющие прямое отношение к пассионарным действиям соционические группы это центральные квадры. Наиболее пассионарна квадра Воплотителей, а наиболее субпассионарна квадра Вибраторов. Периферийные квадры являются пассионарно-нейтральными, или, если брать по Гумилёву, состоят из гармоничных особей.

    Первая фаза этногенеза – это первотолчок, собирающий пассионарных личностей в одном месте и обеспечивающий подъём нового этноса, который создаёт своё государство и расширяет свой ареал обитания за счёт завоевания и поглощения других, более слабых этносов. К концу общей фазы подъёма наступает акматическая фаза – расцвет этноса, время его наибольшего могущества.

    Акматическую фазу неожиданно, но закономерно сменяет фаза надлома. В этот период разваливаются империи, происходят кровавые внутриэтнические столкновения, бушуют гражданские войны. Этнос потрясают колебания пассионарности противоположных знаков. Излишек энергии уходит на уничтожение пассионариями друг друга, а часть пассионариев покидает пределы этноса и заселяет свободные земли.

    После надлома этнос ожидает инерционная фаза – период медленного потребления сохранившегося запаса пассионарной энергии. Эту фазу историки именуют цивилизацией, потому что этнос живёт в ней спокойно и зажиточно, накапливает большое количество материальных продуктов культуры и оставляет после себя много письменных источников.

    Вслед за инерционной надвигается фаза обскурации – агония пассионарности, утрата ориентиров и вообще целеполагания, хаотическая сменяемость приоритетов, разложение и деградация этноса до самых примитивных форм. Умирающий этнос может действительно исчезнуть по причине ассимиляции – бесследного растворения среди более молодых народов, а может превратится в реликт. Реликтовый этнос будет существовать сколь угодно долго, находясь в гомеостазе со средой обитания, или же дать начало новому этносу.

    Таким образом, схема Гумилёва несколько отличается от нашей порядком следования квадральных фаз. Этногенез Гумилёва начинается с квадры Воплотителей, затем следуют квадры Вибраторов и Перфекторов, а смерть этноса приходится на квадру Подготовителей. Следует заметить, что начало этнического движения Гумилёв объясняет не земными, а космическими причинами, поэтому Подготовители макроэволюции на Земле ему оказались не нужны. И всё же описанная им как реликт первая квадра и есть тот генератор мутаций, из продуктов которого Воплотители и создают свою объединяющую и одухотворяющую идею.

    С другой стороны, расстановка квадр по Гумилёву свидетельствует о том, что прямоугольная проекция квадрального витка на плоскость неполно отражает истинные соотношения между периодами. Гораздо ближе к действительности объёмная модель, имеющая геометрическую форму тетраэдра.

    Если соотнести с каждой из четырёх граненей тетраэдра по одной квадре (для этого нужно приписать тройке образующих грань рёбер значения соответствующих дифференцирующих признаков), то одна из них будет выполнять роль основания. Вне коммуникативного пространства не имеет никакого значения, какая из квадр окажется внизу. Но в реальном историческом процессе в качестве точки опоры выступает как раз первая квадра, которая в связи с этим и воспринимается фоном, осью вращения макроэволюционной спирали.

    5.5. Соционические причины – социальный заказ

    Чисто соционической причиной квадральной эстафеты имеет смысл считать асимметричные межквадральные связи, которые ещё в досоционических исследованиях именовали социальным заказом. В основе нарушения симметрии лежит разделение всех живых форм природы и общества на левые и правые модификации. Большинство исследователей придерживается мнения, что именно лево-правая несимметричность, не встречающаяся в косной материи, скрывает в себе секрет зарождения жизни [3].

    Квадра в своей структуре является неравновесным образованием, одна из составляющих её дуальных пар правополяризована, а вторая, следующая за ней, – левополяризована. Именно по этой причине квадральный период имеет двупиковый, а не однопиковый график. Из-за того, что левая и правая половинки квадры тянуться в противоположных направлениях, возникает та разность потенциалов, которая то сдерживает, то подталкивает развёртывание квадральной программы.

    Благодаря такому внутреннему механизму самонастройки одна квадра отстаёт от усреднённого темпа, а другая, наоборот, ускоряется, занимая место аутсайдера, если природные и социальные условия внешней среды требуют иного способа адаптации. Социальный заказ играет роль внешней силы, выбирающей из двух альтернатив ту, которая лучше вписывается в изменившееся коммуникативное пространство.

    Цепи социального заказа внутренне прошивают все квадры обратно-пропорциональными зависимостями. Чем сильнее работает передатчик, тем ниже активность приёмника. И наоборот, чем слабее становятся импульсы, поступающие от передатчика, тем больше активизируется приёмник. Таким образом, внутреннее столкновение право- и левоориентированных процессов включают или выключают скорости развёртывания квадральных программ, что и обеспечивает в целом механизм вытеснения отжившей коммуникативной парадигмы её соседом-конкурентом.

    Воплотители вытеснят с социальной арены Подготовителей благодаря своей силе и организованности. Подготовители рождают далёкие и смутные цели, но ничего не могут сделать для их внедрения. Чтобы преодолеть пассивность и примитивные интересы большинства населения, необходима энергичность и способность заставить людей силой повернуться лицом к новому. Взбудоражить и организовать массы может только вторая квадра. Подготовители просто сами поступают к Воплотителям на службу, чтобы иметь возможность стабильно и организовано заниматься любимым делом.

    Вибраторы вытесняют Воплотителей своим плюрализмом и деловитостью. Подавить или хотя бы исключить инакомыслие, к чему так стремится вторая квадра, нельзя в принципе. Сняв ограничивающие рамки, можно за счёт конкуренции и природного эгоизма людей добиться более полного удовлетворения потребностей общества. Это и делает третья квадра, перенося центр тяжести с принуждения на материальную заинтересованность. Вибраторы просто покупают Воплотителей, чем вносят раскол в их когда-то сплочённые ряды.

    Перфекторы, приходящие на смену Вибраторам, оттесняют их за счёт человечности и высокого качества жизни. В вибрационную эпоху люди ужасно устают от нестабильности, продажности политиков, низкого качества товаров, погони за сиюминутной прибылью. Хорошее отношение к человеку может сделать больше, чем материальное вознаграждение. Опора на здоровые традиции, уверенность в завтрашнем дне – вот на что меняют Вибраторы свой либерализм и меркантильность.

    Подготовители, воспрянувшие духом в период перфекционизма, перенимают эстафету из рук четвёртой квадры благодаря своему интеллектуализму и энтузиазму. Консерватизм и стабильная приверженность традициям, к сожалению, довольно быстро наскучивают, людям хочется разнообразия и необычности. Заземлённость и пессимизм уставших от жизни перфекторов не выдерживает конкуренции с энтузиазмом и интеллектуальными поисками Подготовителей.

    Вот так многогранно, но вместе с тем и целенаправлено пробивает себе дорогу квадральная эстафета, каждый тип которой вносит свой незаменимый вклад в общий процесс. Много пользы для себя извлекли бы интеллектуал

    Источник: http://www.socioniko.net/ru/articles/quadral-est.html

    Категория: Соционик Гуленко В. В. | Добавил: artsocion (01.12.2008) | Автор: Автор Гуленко В. В.
    Просмотров: 1501 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz