Данное исследование базируется на точке зрения на требования
к групповому тренеру И.В.Вачкова (?Основы технологии группового тренинга. Психотехники.¦
Учебное пособие. Изд-во ?Ось-89¦, 2000г.)
Следует упомянуть, что выдвигаемый данным автором перечень
требований базируется на парадигме гуманистической психологии и близких к ней
психологических школ. Соответствующий список требований, опирающийся на другие
психологические подходы, может существенно отличаться от рассматриваемого в
этой статье.
Основная позиция в исследуемом подходе состоит в том, что ?...развивающий
и оздоравивающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания
атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений
между членами группы и ведущим. ... Следовательно, нужно, чтобы групповой ведущий
обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться
о создании максимально благоприятных условий развития самосознания
участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.
Автор обосновывает свой набор требований к ведущему многочисленными
исследованиями, проведенными такими психологами, как А.Косевска, С.Кратохвил,
М.Либерман, И.Ялом, Славсон и др. Рассмотрим этот список требований с соционической
позиции по мере их цитирования в той последовательности, которая приведена И.В.Вачковым
в упомянутом учебном пособии.
? Концентрация на клиенте, желание и способность
ему помочь.
В данном требовании содержится необходимость концентрации на
внешнем по отношению к психологу объекте (клиенте), что соответствует экстравертной
установке в юнговском понимании, а от интроверта требует специальных
усилий. Здесь можно было бы еще заметить, что способность помочь человеку соответствует
сочетанию сильной интуиции возможностей с этикой отношений, а
потому более для психолога-тренера с таким сочетанием сильных функций.
? Открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям,
гибкость и терпимость.
Первое из названных качеств требует минимизации опоры на установки,
а потому для иррациональных ТИМов более гармонично, нежели для
рациональных. То же относится к гибкости. Терпимость же, кроме всего прочего,
подразумевает отсутствие у тренера склонности к позиции ?собака сверху¦, что
соответствует признаку Г.Р.Рейнина ?демократизм¦.
? Эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу
эмоционального комфорта.
Эмпатичность свойственна от природы носителям этических
ТИМов. Восприимчивость ? естественное качество иррационалов (не
случайно американские типологи называют это иррациональность perceiving ? ощущающий
или понимающий). Последняя же часть выдвинутого требования говорит сама за себя
? для этических ТИМов с сильной и осознаваемой функцией этики эмоций
данное требование выполнять наиболее легко.
? Аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять
группе подлинные эмоции и переживания.
Данное качество естественно для этических ТИМов.
? Энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы
к изменениям и развитию.
Энтузиазм и оптимизм соответствуют признаку Рейнина ?позитивизм¦,
вера в способности ... к изменению и развитию свойственна ТИМам, у которых в
блоке Суперид имеется интуиция возможностей (либо интуиция времени)
в сочетании с тем же позитивизмом носителя ТИМа.
? Уравновешенность, терпимость к фрустрациям и неопределенности,
высокий уровень саморегуляции.
Перечисленные качества, за исключением разве что уравновешенности,
свойственны в большей степени иррационалам. Уравновешенность же
вряд ли может быть отнесена к какой-то из соционических дихотомий и может быть,
по нашему мнению, выработана в равной степени представителем любого психологического
типа.
? Уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная
самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов.
Эти качества вряд ли можно отнести по преимуществу к какому-то
из типологических свойств, они обычно являются результатом работы психолога
с собственной личностной проблематикой.
? Богатое воображение, интуиция.
Данное требование содержит слово ?интуиция¦ в
самом себе...
Суммируя особенности, которыми должен, по мнению И.В.Вачкова,
обладать групповой тренер, можно составить следующий список ТИМов, которые наиболее
полно подходят под данные требования по своим типологическим особенностям (список
приводится в порядке убывания числа необходимых качеств):
- СЭЭ
- ИЭЭ, СЭИ, ИЭИ
- ЭСЭ, ИЛЭ
- СЛЭ, ИЛИ, СЛИ
- ЛИЭ, ЭИИ
- ЭСИ
- ЛИИ, ЛСИ
- ЛСЭ
Если учесть целый ряд других особенностей перечисленных ТИМов
(прежде всего их слабые функции, особенно функции, относящиеся к ТНС), то данный
список следовало бы ограничить лишь представителями пяти ТИМов (в порядке убывания
их ?типологической профпригодности¦): СЭЭ, ИЭЭ, СЭИ, ИЭИ, ЭСЭ, причем почти
всем необходимым требованиям удовлетворяют лишь первые два психологических типа,
а носители ТИМов, замыкающих список, к работе группового тренера в ключе гуманистической
психологии можно причислить к практически профнепригодным. Следует заметить,
что данные выводы касаются изначально заложенных психологических особенностей
конкретного носителя ТИМа, которые могут быть в некоторой (но вряд ли решающей)
степени скорректированы в результате целенаправленной работы над собой.
Вывод: проведенный анализ позволяет утверждать, что для профессиональной
тренерской психологической деятельности в русле гуманистической психологии почти
идеально подходят лишь представители двух психологических типов, а именно сенсорно-этический
экстраверт и интуитивно-этический экстраверт. Представителям других психологических
типов во избежание серьезных проблем следовало бы серьезно подумать, прежде
чем выбирать себе в качестве области профессиональной психологической деятельности
именно работу группового тренера данной направленности.
Важно отметить, что полученные выводы вовсе не исключают возможности
работы в области психологии носителей ТИМов, для которых тренерская деятельность
в рассмотренной области не слишком благоприятна, поскольку они вполне могут
найти свое место в других психологических направлениях. В качестве примера можно
привести ТИМ ЛСЭ как наименее подходящий для работы в ключе гуманистической
психологии. Особенности этого ТИМа делают его носителей вполне потенциально
успешными в психологических направлениях, опирающихся на высококлассное владение
методическими разработками. К числу таких областей, по нашему мнению, можно
отнести НЛП, целый ряд бизнес-тренингов и многое другое. В будущем автор предполагает
рассмотреть варианты психологической деятельности, наиболее соответствующие
психологическим особенностям каждого ТИМа.
Источник: http://ru.laser.ru/authors/efim/tutor.htm |