Пятница, 22.11.2024, 10:49

Приветствую Вас Гость

Артсоцион - наш круг

Категории раздела
Соционик Гуленко В. В. [3]
Другие соционики [7]
К. Юнг [2]
Шульман Г. А. [1]
Шульман Г. А. известный соционик. Автор книги "Соционика изнутри".
Букалов А. В. [0]
Карпенко О. Б. [0]
Аушра Аугустинавичюте [0]
Ермак В. Д. [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » Соционика » Другие соционики

    ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ВЕДУЩЕМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИОНИКИ
    Данное исследование базируется на точке зрения на требования к групповому тренеру И.В.Вачкова (?Основы технологии группового тренинга. Психотехники.¦ Учебное пособие. Изд-во ?Ось-89¦, 2000г.)

    Следует упомянуть, что выдвигаемый данным автором перечень требований базируется на парадигме гуманистической психологии и близких к ней психологических школ. Соответствующий список требований, опирающийся на другие психологические подходы, может существенно отличаться от рассматриваемого в этой статье.

    Основная позиция в исследуемом подходе состоит в том, что ?...развивающий и оздоравивающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. ... Следовательно, нужно, чтобы групповой ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий развития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.

    Автор обосновывает свой набор требований к ведущему многочисленными исследованиями, проведенными такими психологами, как А.Косевска, С.Кратохвил, М.Либерман, И.Ялом, Славсон и др. Рассмотрим этот список требований с соционической позиции по мере их цитирования в той последовательности, которая приведена И.В.Вачковым в упомянутом учебном пособии.

    ? Концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь.

    В данном требовании содержится необходимость концентрации на внешнем по отношению к психологу объекте (клиенте), что соответствует экстравертной установке в юнговском понимании, а от интроверта требует специальных усилий. Здесь можно было бы еще заметить, что способность помочь человеку соответствует сочетанию сильной интуиции возможностей с этикой отношений, а потому более для психолога-тренера с таким сочетанием сильных функций.

    ? Открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость.

    Первое из названных качеств требует минимизации опоры на установки, а потому для иррациональных ТИМов более гармонично, нежели для рациональных. То же относится к гибкости. Терпимость же, кроме всего прочего, подразумевает отсутствие у тренера склонности к позиции ?собака сверху¦, что соответствует признаку Г.Р.Рейнина ?демократизм¦.

    ? Эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта.

    Эмпатичность свойственна от природы носителям этических ТИМов. Восприимчивость ? естественное качество иррационалов (не случайно американские типологи называют это иррациональность perceiving ? ощущающий или понимающий). Последняя же часть выдвинутого требования говорит сама за себя ? для этических ТИМов с сильной и осознаваемой функцией этики эмоций данное требование выполнять наиболее легко.

    ? Аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания.

    Данное качество естественно для этических ТИМов.

    ? Энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменениям и развитию.

    Энтузиазм и оптимизм соответствуют признаку Рейнина ?позитивизм¦, вера в способности ... к изменению и развитию свойственна ТИМам, у которых в блоке Суперид имеется интуиция возможностей (либо интуиция времени) в сочетании с тем же позитивизмом носителя ТИМа.

    ? Уравновешенность, терпимость к фрустрациям и неопределенности, высокий уровень саморегуляции.

    Перечисленные качества, за исключением разве что уравновешенности, свойственны в большей степени иррационалам. Уравновешенность же вряд ли может быть отнесена к какой-то из соционических дихотомий и может быть, по нашему мнению, выработана в равной степени представителем любого психологического типа.

    ? Уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов.

    Эти качества вряд ли можно отнести по преимуществу к какому-то из типологических свойств, они обычно являются результатом работы психолога с собственной личностной проблематикой.

    ? Богатое воображение, интуиция.

    Данное требование содержит слово ?интуиция¦ в самом себе...

    Суммируя особенности, которыми должен, по мнению И.В.Вачкова, обладать групповой тренер, можно составить следующий список ТИМов, которые наиболее полно подходят под данные требования по своим типологическим особенностям (список приводится в порядке убывания числа необходимых качеств):

    1. СЭЭ
    2. ИЭЭ, СЭИ, ИЭИ
    3. ЭСЭ, ИЛЭ
    4. СЛЭ, ИЛИ, СЛИ
    5. ЛИЭ, ЭИИ
    6. ЭСИ
    7. ЛИИ, ЛСИ
    8. ЛСЭ

    Если учесть целый ряд других особенностей перечисленных ТИМов (прежде всего их слабые функции, особенно функции, относящиеся к ТНС), то данный список следовало бы ограничить лишь представителями пяти ТИМов (в порядке убывания их ?типологической профпригодности¦): СЭЭ, ИЭЭ, СЭИ, ИЭИ, ЭСЭ, причем почти всем необходимым требованиям удовлетворяют лишь первые два психологических типа, а носители ТИМов, замыкающих список, к работе группового тренера в ключе гуманистической психологии можно причислить к практически профнепригодным. Следует заметить, что данные выводы касаются изначально заложенных психологических особенностей конкретного носителя ТИМа, которые могут быть в некоторой (но вряд ли решающей) степени скорректированы в результате целенаправленной работы над собой.

    Вывод: проведенный анализ позволяет утверждать, что для профессиональной тренерской психологической деятельности в русле гуманистической психологии почти идеально подходят лишь представители двух психологических типов, а именно сенсорно-этический экстраверт и интуитивно-этический экстраверт. Представителям других психологических типов во избежание серьезных проблем следовало бы серьезно подумать, прежде чем выбирать себе в качестве области профессиональной психологической деятельности именно работу группового тренера данной направленности.

    Важно отметить, что полученные выводы вовсе не исключают возможности работы в области психологии носителей ТИМов, для которых тренерская деятельность в рассмотренной области не слишком благоприятна, поскольку они вполне могут найти свое место в других психологических направлениях. В качестве примера можно привести ТИМ ЛСЭ как наименее подходящий для работы в ключе гуманистической психологии. Особенности этого ТИМа делают его носителей вполне потенциально успешными в психологических направлениях, опирающихся на высококлассное владение методическими разработками. К числу таких областей, по нашему мнению, можно отнести НЛП, целый ряд бизнес-тренингов и многое другое. В будущем автор предполагает рассмотреть варианты психологической деятельности, наиболее соответствующие психологическим особенностям каждого ТИМа.



    Источник: http://ru.laser.ru/authors/efim/tutor.htm
    Категория: Другие соционики | Добавил: artsocion (01.12.2008) | Автор: Е. М. Кривошеев
    Просмотров: 1212 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz