Отчуждение человека от человека становится практически нормой
сегодняшней жизни, в связи с развитием новых дистанционных форм
электронных средств связи, которые все чаще переводят реальное общение
между людьми в виртуальное. Как следствие, социально — психологическая
проблема одиночества человека в современном мире выходит на первый
план. В связи с этим, задача оказания психологической помощи для
преодоления человеком беспокоящего его состояния одиночества становится
все более актуальной. Парадоксальность
ситуации заключается в том, что с одной стороны интернет-технологии
способствуют развитию отчужденности между людьми, а с другой стороны
они представляют собой оперативный способ поиска информации,
установления контактов и потому широко используются людьми, страдающими
от одиночества, для общения.
Доступность и популярность
интернет-технологий позволяют психологическим службам расширять формы
их работы, тем самым, увеличивая возможности доступа населения к
психологической помощи. В настоящее время, на наш взгляд,
интернет-технологии не достаточно используются для психотерапевтической
практики. Отметим, что психологическое интернет-консультирование в том
или ином виде уже присутствует в интернете (консультирование он-лайн,
дистанционное консультирование). Нами же был поставлен вопрос, возможно
ли в условиях интернета осуществить групповую психологическую работу,
которую мы назвали интернет-тренинг. Для ответа на этот вопрос мы
выполнили ряд задач:
1) создали сайт, т. е. разработали структуру и написали техническое задание для его изготовление
2) разработали психологическое содержание итернет-тренинга;
3) определили алгоритм взаимодействия участников интернет-тренинга и ведущего;
4) осуществили апробацию интернет-тренинга;
5) провели комплексный анализ результатов работы интернет-тренинга.
В основу разработанного нами интернет-тренинга были положены
коммуникации, осуществляющиеся с помощью текста. Исходя из анализа
запросов пользователей в поисковых системах, для работы
интернет-тренинга мы выбрали тему виртуального общения в интернете, а
именно его начальный этап, процесс виртуального знакомства. В связи с
эти, мы определили цель интернет-тренинга, как построение диалога между
участниками коммуникаций при виртуальном общении.
Для достижения данной цели, мы посчитали необходимым выполнение следующих задач:
1. Изучение участниками итернет-тренинга особенностей собственного позиционирования при виртуальном общении.
2. Изучение участниками интернет-тренинга особенностей позиционирования другими участниками себя при виртуальном общении.
3.
Сопоставление участниками интернет-тренинга собственных представлений о
своем позиционировании с представлениями о нем других участников.
4. Анализ участниками особенностей сложившихся коммуникаций в процессе интернет-тренинга.
Для
решения поставленных перед интернет-тренингом задач нами для работы
была выбрана личностно-ориентированная парадигма и в ее рамках были
разработаны восемь заданий для участников и определены подходы к
ведению группы для ведущего.
С учетом временных и
организационных особенностей виртуального общения в интернете нами был
выбран пошаговый алгоритм виртуального взаимодействия ведущего и
участников интернет-тренинга. Данный алгоритм включает в себя девять
шагов, где каждый из восьми шагов состоит из задания ведущего и
выполнения этого задания участниками интернет-тренинга. Девятый шаг
представляет собой подведение итогов работы интернет-тренинга, которые
формулирует ведущий.
Ведущий и участники интрнет-тренинга
встречались на созданном нами сайте в фиксированное время с заданной
периодичностью. В нашем случае виртуальные встречи происходили каждый
рабочий день в одно и тоже время. Таким образом, на выполнение задания
ведущего у участников были сутки. И сутки были у ведущего на осмысление
полученных от участников ответов. Общая длительность интернет-тренинга
составила девять рабочих дней.
Для места виртуальных встреч на
сайте нами был выбран «форум», т. е. специально организованное
общепринятое в интернете виртуальное пространство для общения.
Разработанный нами интернет-тренинг рассчитан на группу до 16 человек.
Набор
участников для интернет-тренинга происходил с помощью размещенной на
этом же сайте текстовой информации. Условиями для участия в
интернет-тренинге является наличие у участников ежедневного доступа в
интернет и их готовность участвовать в работе интернет-тренига в
течение заданного периода времени и выполнять все задания ведущего.
Апробация интернет-тренинга проходила два раза: первый раз участвовали два человека и второй раз восемь человек.
Анализируя проделанную работу и полученные в ходе интернет-тренига результаты, мы сделали ряд выводов.
1. Технические возможности современных интернет-технологий позволяют осуществлять групповую психологическую работу в интернете..
2.
Интернет-тренинг, проведенный в рамках личностно-ориентированной
парадигмы в условиях виртуального взаимодействия, достиг поставленной
цели, путем последовательного выполнения поставленных задач. Данный
вывод сделан на основании проведенного контент-анализа по текстовым
материалам интернет-тренинга и отзывам участников. Важным показателем
эффективности работы интернет-тренинга, на наш взгляд, является
зафиксированный нами переход участников от виртуального общения к
реальному в каждой из групп.
3. Выбранный нами пошаговый алгоритм
проведения интернет-тренинга соответствует техническим возможностям
интернет-технологий и позволяет реализовывать групповую психологическую
работу в интернете.
4. Апробация интернет-тренинга позволила выявить
мелкие упущения в организационном плане. Показала, что работа
интернет-тренинга возможна при составе участников в количестве от 2 до
16 человек. Апробация также подтвердила оптимальность заданного периода
времени на выполнение задания участниками и на осмысление ответов
ведущим интернет-тренинга.
5. Комплексный анализ результатов работы
интернет-тренинга позволяет сделать однозначное заключение о том, что
на сегодняшний день возможно проведение групповой психологической
работы в интернете при следующих условиях: наличие специально
организованного сайта, наличие технической поддержки во время работы
интернет-тренинга, определенный уровень компьютерной грамотности у
участников интернет-тренинга, высокий уровень профессионализма ведущего
в области практической работы.
Становление дистанционных форм
психологической работы в интернете находится в самом начале. Полученные
нами первые результаты по проведению интернет-трнингов позволяют
сделать оптимистические прогнозы по развитию групповой психологической
работы в интернете. Однако, в связи с этим, перед психологами возникает
проблема теоретического осмысления интеграции различных направлений
психологии и новых технических решений для развития дистанционных форм
психологической помощи в интернете, таких как интернет-консультирование
и интернет-тренинги.